科举
«Кэцзюй» (科举 kējǔ) – древняя экзаменационная практика в Китае, применявшаяся для отбора должностных лиц. Тяжелые испытания в различных дисциплинах и беспристрастный отбор кандидатов гарантировали высокую компетентность будущих чиновников.
Система зародилась в период Суй (581-618 гг.) и заменила собой неэффективную «систему девяти рангов», когда на должности набирали кандидатов, исходя из симпатий местных властей, которых, к тому же, нередко подкупали знатные люди. Экзамены Кэцзюй предполагали проведение оценки работ участников независимым центральным правительством.
Структура экзамена
Кэцзюй окончательно сформировался в период Сун (960-1279 гг.) в виде трехуровневой системы. Первая ступень называлась «сюцай» – испытание проводилось раз в год в уездных центрах страны и включало в себя написание работ по истории, философии и сочинения стихотворения. Интересно, что возрастных ограничений для участников не было. Успешно пройдя первый этап, экзаменуемые допускались к следующему – «цзюйжэнь». Он проводился в провинциальных центрах каждые три года и предполагал написание сочинений по работам Конфуция, оценку знаний в области истории, географии и государственного устройства страны. Учитывались и каллиграфические навыки кандидатов. Раз в три года в столице принимался самый сложный экзаменационный этап «цзиньши», успешное прохождение которого предоставляло возможность претендовать на высокую чиновничью должность при дворе.
Высшей ступени достигали лишь единицы, часто это были уже совсем немолодые и даже пожилые мужчины. Однако высокие результаты даже за первые этапы обеспечивали участнику карьерный рост и особые привилегии.
Правила проведения
Экзамен имел строгую процедуру проведения и очень жесткие требования к участникам. Кандидаты получали задания и отправлялись в каочаны – маленькие индивидуальные кабинки, где располагалось две доски, на которых можно было сидеть, писать или спать. На время написания экзамена покидать кабинку запрещалось, а поскольку экзамен длился несколько дней, испытуемые приносили с собой провизию, туалетные и письменные принадлежности. При этом проносимые предметы тщательно обыскивались на наличие вспомогательных материалов. Кандидаты должны были по памяти приводить точные цитаты конфуцианских канонов. Для беспристрастной оценки работы было положено оставлять анонимными, им приписывался лишь специальный номер, по которому после проверки можно было идентифицировать участника.
Из-за того, что экзамены отличались особой сложностью, развилась практика списывания и мошенничества. Испытуемые писали тексты с внутренней стороны одежды и обуви, делали записи на теле, а иногда и вовсе приводили вместо себя другого человека. В качестве шпаргалок также использовали кусочки из золотой фольги и миниатюрные книги. Одна из таких книг – «Полные заметки к пяти классическим произведениям». При крошечном размере в 6,5 х 4,8 х 1,5 см, она вместила в себя 342 страницы и 300 тыс. иероглифов. Некоторые пользовались исчезающими чернилами, наиболее состоятельные – могли рискнуть попытаться подкупить проверяющих или надсмотрщиков.
Больше постов
Студенты переводческого отделения ВШ СПН приняли участие в Международном туристическом форуме
Всероссийском туристическом форуме «Открой Дальний Восток» с международным участием в Хабаровске С 18 по
Торжественная линейка для первокурсников
Торжественная линейка первокурсников 2 сентября 2024 года в Тихоокеанском государственном университете состоялась торжественная линейка для
Набор в магистратуру по двум направлениям на бюджет!!!
Хотите стать экспертом в области зарубежного регионоведения с профилем в азиатских исследованиях? Или
Языковые стажировки студентов ВШ СПН
Стажировка в Харбинском университете науки и технологий Студенты направлений «Перевод и переводоведение», а также
Тем не менее, списывание и взятничество сурово наказывались. При обнаружении такого рода нарушений, работы всех участников аннулировались, а виновников и соучастников могли отстранить от экзамена, заключить в тюрьму или даже казнить.
Недостатки
Система была эффективна, и все же имела ряд серьезных недостатков, в числе которых проверка только гуманитарных знаний, проблема коррупции и больших финансовых затрат на подготовку. Уже к периодам Мин (1368—1644 гг.) и Цин (1644—1912 гг.) данная практика стала устаревать, а в 1905 году кэцзюй был окончательно отменен.
Кэцзюй сегодня
Китайская экзаменационная система оказалась популярна во многих странах АТР. Япония, Корея, Вьетнам и даже некоторые европейские страны пользовались подобными методами. В современном Китае тестирование чиновников сохранилось, но его порядок изменился. Сегодня кандидаты сдают лишь один национальный экзамен, демонстрируя свои знания в разных отраслях науки и способности к управлению коллективом.
Текст: Дарья Мачехина, ЗР(б)-21